Мпикчш на
Отечественные беспилотные мишени в интересах ВМФ создавались в значительных количествах на базе устаревших или отслуживших іаран — 1ИИПЫЙ срок боевых противокорабельных крыла пах ракеї ВМФ, например: РМ-5 (на базе ракет П-5). РМ-6 (на базе ракет типа Г1-6), РМ-15 и РМ-15М (па базе ракет семейства П-15), РМ-35 (па базе ракеї 11-35). 4К66РМ (па базе ракеты “Аметист"), ракет а-мнн1спы1а базе ракеї м “Малахит" и др.
Особенностями этих ракет-мишеней являются: і раек тория полета, воспроизводящая траеыорню корабельных крылатых ракет потенциального противника; тип старта — надводный или подводный; возможность за іповоіі стрельбы с одного и чп нескольких носиіслсй с навслснпсм па одну цель. Запуск ракет-мишеней для обеспечения учебно-боевых стрельб корабельных средств ПВО производился и производится со штатных пусковых усіаповок боевых кораблей ВМФ.
Обычно к участнюв двусторонних тактических учениях Военно-Морского Флота привлекаются подводные лодки, надводные корабли, авиация и береговые ракетные часі и в составе однородных и разнородных соединений. Учення сил флот а, как правило, проводятся в два этапа. На первом этапе от рабат ьіваюіся все элементы морского и противовоздушного боя с условным применением зенитного II ударного ракетного оружия и фактическим использованием радиотехнических средств, средств разведки, целеуказания и радиоэлектронной
Беспи ютные мишени
борьбы. Нанесение ударов крылатыми ракетами обозначается пролетом истребительной, штурмовой II морской ракетоносной авиации над кораблями Фактическое применение оружия осуществляется на втором этапе учений в отведенных для этого полигонах (районах) боевой подготовки.
При выполнении зенитных ракетных стрельб и артиллерийских стрельб особое внимание обращается на выполнение требований по обеспечению безопасности. Точку прице — швання, іраекторіио полета и взаимное расположение стреляющих кораблей при выполнении стрельб по ракетам-мишеням па высотах 100 м и менее назначаются из расчета гарантированного обеспечения пролети ракет-мншеней на безопасном расстоянии от кораблей (ордера кораблей) с эеишнымн огневыми срсдс — ■ вами. Поражение ракет мишеней зенитными огневыми средствами кораблей осущссівляется на максимально возможных дальностях для обеспечения возможное) и повторных пусков ЭСНН1НЫХ ракет. При выполнении ракетных стрельб по ракетам — мшпеням, идущим на высотах менее 100 м. количество ЗУР для пуска по каждой РМ назначается из расчета уничтожения низко летящей пели с большой вероятностью. Зенитный ракетным и артиллерийский боезапас при ст рельбе по ннзколетяшим целям используется без ограничений. Обеспечивается надежное визуальное и радиолокационное наблюдение за ракетамн-мншенями с кораблей — носителей и кораблем, производящих зенитные стрельбы.
Так какдляупраплепня мишенями и контроля парамеїров их полсіа используются штатные средства корабс’н. ных нзшбереговых ракетных комплексов целесообразно кратко привести историю создания упомянутых ракетных комплексов и их разработчиков.
Противокорабельный комплекс реактивного вооружения “Дракон"” катеров с крылатой ракетой типа П-15 “■76,7-117 (самолет-снаряд П — 15|я, изделие 4К40 и 4К40Т152) разрабатывался по Постановлению СМ СССР от 18 августа 1955 года №1564ш — “■ ”. Головным разработчиком системы вооружения реактивного вооружения было КБ-1 (МКБ "Стрела’’, в насто-
Ракетный катер пр 205 с
пусковыми установками ракет
П-15 ангарного тина
ящее время ЦКЬ “Алмаз”)*7, главным конструктором был назначен Я. И.Павлов71,7*.
Ракета П-15 разрабатывалась в ОКБ-155-2 (фи шал ОКБ-155, в настоящее время МКБ “Радуга”) под руководством г іавного копегру ктора А. Я.Березняка. Эскизный проект комплекса и ракет ы был рассмотрен п утвержден на Президиуме СМ СССР по ВПВ в июле-августе 1956 юда75.
Первоначально ракета имела дальность стрельбы 8-25 км. Для
ракеты П-15 в ОКБ-41 под руководством главного конструктора Н. Е.На — умова разрабатывалась РЛГСН с дальностью действия 10-20 км. Разработка варианта ракеты П-15Т с тепловой ГСН была задана Распоряжением СМ СССР от 13 мая 1957 года №11050ч.
В НИИ-49 МСП для ракетных катеров с ракетами П-15 под руководством главного конструктора
В. А.Кучсрова" началась разработка РЛС “Рангоут", в которой впервые в
ВМФ СССР был использован зффекі загорнзонтного распространения радиоволн, позволяют!!!! обеспечить целеуказание ракетному комплексу на заданных дальностях.
Для ракеты П-15Тв НИН-10 под ру ководством глави л о конструктора Д. П. П авлова разраба гы ва. іасі. ТГС11
Испытания ракеті. і прово шлись на двух экспсрнметальных катерах пр. 183Э в 1957 году — первый пуск состоялся 16 октября 1957 года на Черном море. Первый пуск с наземной неподвижной пусковой установки состоялся 28 октября 1958 года7* Совмс :тные (сдаточные) испытания комплекса реактивного вооружения системь П-15 начались вест ябре 1958 года и были завершены к сеніябрю 1959 года с ракетами П-15. в октябре 1959 года — с ракетами П-15Т. Постановление о серийной постройке катсров-носнтслен проста 205 н 183Р
с крылатыми противокорабел…………..
ракетами П-15 вышло в 1959 году за №1329-639.
Ракешый комплекс с крылатой ракетой П-15 (4К40) п П-15Т(4К4(1Т), оснащенной фугасно-кумулятивной боевой частью, принят па вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июля 1960 года №269-109
По Постановлению СМ СССР от 9 января 1959 года №69-21 техническая документация по ракешому оружию П-15 была передана в Китай для организации производства ракет.
Ракеїа П-15 одна из немногих отечественных противокорабельных ракет была успешно использована в
Транспортная машина для перевозки ракет пита П-15 на базе автомобиля ЗиЛ-I ЗI (ГДР 1980-е годы)
боевых действиях: 1967 и в 1970 годах Египтом, в 1971 году Индией, в том числе и при стрельбе по радиоконт- растным наземным целям.
Развитием ракет П ■ 15 и П-І5Т стали ракеты П 15У и П-І5УТ с раскрывающимся посте старіа за пределами надстроек корабля несущим крылом. Во всем остальном, а также по системе бортовой аппаратуры управления и другим комплектующим изделиям ракеты П — 15У и П-І5УТ не имеют принципиальных отличий от ракет П-15 и П-І5Т. В корабельной части комплекса стартовые установки ангарного типа заменялись на малогабаритные пусковые контейнеры. Работа проводилась по совместному решению ВМФ, Государственных комитетов по авиационной технике и судостроению за № С-8/ІІ42 о 7 июня 1961 года. После проведення испытании комплекс средств управляемого ракетного оружия с ракетами П-15У (П — І5УТ) был принят па вооружение ВМФ Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 мая 1964 года №451- 185.
В 1965 году на вооружение принята усовершенствованная ракета П-І5У со складным крылом, которая размещалась в пусковых контейнерах на катерах пр. 205У. В 1972-1975 годах на вооружение была принята следующая модификация ракеты ГІ-15М, которая в составе комплекса П-15 размещалась на ракетных катерах пр. 205У, пр. 206МР, пр. 12411, а также па БРК пр. 56У, пр. 61М, пр. 61МЭ, пр. 1234Э. Сверхзвуковая крылатая раксіа П-І5М использовалась и в составе прошвокорабслыюго берегового ракетного комплекса "Рубеж”, разрабоїка которого была начата в 1970 году. Комплекс “Рубеж" принят на вооружение в 1978 году.
невский плстион
Ракета-мишень РМ-15 (РМ-15М), созданная па базе ракет семейства П-15, обладает дальностью действия до 80 км, полег совершается па высоз ах 25-50-100-200-300 ме гро в при скорости 320 м/с. Отражающая поверхность мишени 0,3-1.7 ч2.
Стрельбы ракетами-мишенями РМ-15М на дальность, превышающую тальпость прямой радиолокационной видимости, и ракетами — мишенячн PM-15 с ракетных катеров пр.205 мод. и пр. 205У производятся из назначенной і очки по заданному пелені у н на заданную дальность Стрельбы с ракетных катеров пр. 205, 205мод. ракезамн-мішісііямн РМ-15 и РМ-15М производятся только с контролирующим кораблем.
Работы по созданию крылатой ракеты П-5 с дальностью езрельбы 350 кч для вооружения подводных лодок заданы ОКБ-52 главного конструктора В. Н Челомея Постановлением Правительства 19 нюня 1955 года Бросковме испытания ракеты П-5 проводились на испытательной базе ОКБ в Фаустовс. Первый пуск ракеты П-5 состоялся 12 марта 1957 года с качающею стенда СН-49 на Белом море. С ПЛ пр. П-613 первый испытательный пуск состоялся 22
На спішках сверху вниз.
— пусковые установки ракет П-І5У контейнерного типа;
— противокорабельная крылатая ракета П-15У;
— противокорабечьная крьпатая ракета 11-І5М
ноября 1957 года с поли юна в Белом море
Ракет П-5 (4К34, 4К77) в оснащении ф>гасноГі или ядерпон боевой частью принята па вооружение 19 июня 1959 года Постановлением СМ №0685-313.
Ракета на ПЛ гранспор і нровалась в герметичном контейнере, заполненном азотом. Время подъема 6 контейнеров на ПЛ пр. 659 на угол пуска — 14° — составляет 125 секунд.
В 1959 году создава шсь ракеты П-5СН с радиовысотомером, П-5М и П-5РТ с системой самонаведения, а также ракета П-5 с протнворадиоло — кационным покрытием В-10. Набазе ракеты П-5 создан фронтовой ракетный комп іекс ФКР с ракетой С-5.
Модернизированный вариант ракеты (самолета-снаряда) П-5 с увеличенной дальностью стрельбы и улучшенной точностью попадання1’1 — П-5Д (4К95) — разрабатывался в ОКБ-52 с 1958 года. В состав бортовой аппаратуры был введен доплеровский измерите ть скорости и сноса, что повысило точность стрельбы в 2-3 раза.
Летные испытания проходили в 1959-1961 годах с наземного стенда СМ-49 и самоходной ПУ 2П30. На заводе "Красное Сормово" с августа 1960 гола по сентябрь 1961 юла. ия испытаний ракеты по проекту 644-Д была переоборудована ПЛ проекта 644. Испытания, при которых было выполнено 9 пусков с подводной лодки, были завершены в 1961 году** Ракета П-5Д принята на вооружение 2 марта 1962 года.
Размещение ракет типа П-5 в составе корабельного ракетного комплекса предполагалось на подводных лодках пр. 644, пр. 659, пр.675 и пр. 651, которые проектировались во второй половине 1950-х годов.
Ракета-мишень РМ-5Д (4К95, Р11 -5Д). созданная на базе противокорабельной крылатой ракеты П-5, обладает дальностью действия до 480 км, полет совершается на высоте 200 метров при скорости 350 м/с. Отражающая поверхность 5-7 м:.
На базе противокорабельной ракеты П-6 создана ракета-мишепь
полета РМ на траектории 100 меіров с подводных лодок производятся из назначенном точки по заданному пеленгу и на заданную дальность. Факт наведення телеуправляемой на траектории ракеты-мшнеин типа РМ-6 на корабль контролируется по изображению на индикаторах наведения.
Разработка ракетного комплекса с загорнзонтным поражением надводных целен, оснащенного крыла гой рэкетом (реактивным самолеюм — снарядом) П-6 (4К88), для воору жемия подводных лодок в ОКБ-52 главного конструктора В. Н Челомся началась по Постановлению СМ от 17 августа 1956 года44.
Ракета П-6 создана на базе планера ракеты П-5. Разработка системы управлення протнвокорабе іьііммн крылатыми ракетами с эагорнзонт — ным поражением надводных целен ком 11 ттскса ра кеті того оружия П -6 была поручена НИИ-49, главным конструктор М. В.Янковским (в 1961-1962 годах главным конструктором был назначен И А. Чарнн)44. Радиовнзнро — вание цели производилось через снаряд с помощью корабельном системы управления “Аргумент”, оснащенной специальной ск талион антенной.
При разработке комплекса ракет ного оружия впсрнис в мире была решена задача залповом стрельбы ИКР с избирательным поражением кораблей, находящихся в составе корабельных соединении. С одной подводной лодки можно было произвести 4-х ракетный залп ракет П-6 Время залпа из 4-х ракет — 15 минут, а для 2-х залпов — 20-30 минут с у четом времени на всплытие, подготовку к пуску, запуск н доведение раксг до цели. Комп тексом аппаратуры обеспечивался одновременным обстрел одной цели не более 12 ракетами П-6 с разных носителем.
Старі ракет П-6 производился из поднятого контейнера при нахождении подводной лодки в надводном положеним. Выбор траектории полета ракеты зависел от дальности до цели, необходимости постоянного сопровождения цели по ответчику н обеспечения радиолокационного контакта стреляющей подводной лодки с целью через ракету. При обнаружении цели устройством визирования ракеты, она передавала радиолокационное изображение на корабль-носитель, іде пронзво тнлась обработка н оценка обстановки выбор главной цели и распределение ракет в залпе по целям ордера’’. Отработанное на корабле
решение передавалось по радиолинии ив ракету для обеспечения ею атаки выбраипоп цели5. При захвате радиолокационным визиром ракезы П-6 назначенной пели по команде оператора с корабля-носителя ракеїв снижалась на малую высоту и осу — шествля іа самонаведение на заданную петь.
Постановлением Правії ісльства от июля 1959 года НПИ-49 быта поручена разработка станции “Молния" с целью вьірабоїки ЛВ1ОІЮМП01 о целеуказания дія КР П-6 за счет использования явления тропосферною рассеивания СВЧ радиоволн. Руководство работами было возложено на главною конструктора
А. П.Цветкова. В декабре 1969 гола станция "Молния" принята на вооружение ВМФ для установки на ПЛ проектов 651 н 675“.
Мспьпання раксі проходити па полигоне под Ба іакзавой с декабря 1959 годи по июль I960 года. В феврале-июне I960 года на Государственном центратьном по пионе №4 (ГЦІІ-4) под Капустиным Яром успешно прошти автономные лсшо- коиструкторские испытания ракеты П-6 с бортовон аппарагурон в неполном комплектации — использовались ракеты без радиотехнической аппаратуры системы управления*4. На Государсівспном неп гра н. ном морском полигоне (ГЦМП. пос. Нснокса) с июля по октябрь I960 года проводились лспю-копсірукторскіїс испытания ракетною комплекса с ПКР П-6 н снег смой управления в полной комплектации. После проведения работ по ЮПОЛНИІС іьной наземной отработке бортовон радиотехнической апгглра туры бортовон систсхнл управлення (БСУ) ракеты П-6 н введению доработанной контрольно- проверочной аппараіурьі в авіусте — декабрс 1961 гола нспьплння бы ш продолжены". В мае-декабре 1962 года были проведены совместные береговые ислы гапня системы управления в составе ракетного комплекса П-6. С подводных лодок пр. 651 (юловнон) и 675 (привлечено чеплре корабля) ракета П-6 проходи іа контрольные испытания с мая но декабрь 1963 года Всего га время раз шчных этапов испытаний выполнено 46 пусков ракет. После успешного завершения испытании ракетный комплекс П-6 26 нюня 1964 года прнпяі на вооружение подводных лодок ВМФ Позднее на вооружение был прнняі усовершенствованный вариант ракеты — П-6М (4К48).
года. Дія нсішіаннн ракет П-35 в ЦКБ-34 бы пі разработаны проекты степ юв — пусковых установок: одно — кои теПыерп 1.1 її СМ-81: трехкоп-
тейнерныйСМ-82; одноконтейнерный СМ-Э142.
Крылья ракеты складывающиеся, автоматически раскрываются после старта. Телеуправление основано на принципе радиовизирования цели через снаряд, что дает возможность производить избирательное поражение целей. Для целеуказаний комплексу используется авиационная система целеуказания “Успех” с самолетом ТУ-95РЦ или вертолетом Ка-25Ц.
Предварительные морские испытания комплекса с ракетой П-35 проходили на плавающем стенде (первый пуск — 21.10.1959) позднее — на Каспийском море, а Государственные
испытания на ракетном крейсере пр. 58 “Грозный” в 1963 году. В дальнейшем испытания проводились с опытного судна ОС-15 на Каспийском море. і
Стрельба ракетами-мишенями РМ-35 основным способом выполняется непосредственно по кораблю с обеспечением полета на высотах 400, 4000 или 7000 м без снижения РМ на высоту 100 метров. Стрельбы РМ-35с высотой полета РМ на траектории 100 метров с подводных лодок производятся из назначенной точки по заданному пеленгу и на заданную дальность. Факт наведения телеуправляемой на траектории ракеты — мишени типа РМ-35 на корабль
Примечание:
таблица составлена на основании материалов следующих публикаций:
1- Морской сборник №9-1997;
2 — Ф. И. Новоселов “Вооружение Военно — Морского Флота” — "Советская военная мощь ”, М: “Военный парад”. 1999:
3 — “Российская наука — Военно-морскому флоту ” под редакцией академика А. А. С арки — зова — “Наука”, М: 1997;
4 — “МКБ “Радуга ” — 45" — “Техника воздушного флота
5 — “ЦМКБ “Алмаз” • 50 лет” — “Военный парад ” N95-1997;
6 — “Центральный научно-исследовательский институт “Гранит ” в событиях и датах за 75 лет”. СПб: ЦНИИ “Гранит”. 1996;
1 — “Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования*’, СПб: Галерея Принт, 1999;
8 — “Военно-морское историческое обозре — ние‘* №2-1997;
9 — COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute.
В графах таблицы "надводные корабли — носители" и "подводные лодки-носители" приведены номера проектов боевых кораблей и ПЛ, принятых на вооружение и находившихся только в разработке.
Противокорабельная крылатая ракета П-35
Характеристики противокорабельных крылатых ракет
Иосино Морского Флота. нос. пж шов их базой при создании ракет-лшптеиеи
Характеристики |
П-6, П-6М (4К881-6. 4К48) |
П-35 (4К44) |
Аметист’" 1 (4К66) |
П-120 ’Малахит" (4К85)в |
Разработчик |
ЦКБМ (ОКБ-52) |
|||
Состояние |
в эксплуатации |
|||
Размеры. м — длина (габаритная) — размах крыла — диаметр фюзеляжа II ступени — высота |
10.82 2,52 0.9 1,6 |
9.45-10,0г 2,67 (1.544) 1,5 |
8.2 0.552 |
9 15(8.84-9 0) 2,5 0.82 |
Масса, кг — взлетная (стартовая) — полетная — пустой ракеты (II ступень) |
5300 |
4035-4200 2330 |
3650 2700-2900 |
3800 (3300)г |
Маршевый двигатель тип — марка — разработчик — тяга, кг — топливо Тил стартового двигателя тяга, кг |
ТРД 4Д48 керосин Т-1 ПРД 40000 |
ТРД керосин ПРД 4Л44 |
РДТТ 293-П КБ-2 ГКАТ ЛТС-2К1 РДТТ |
РДТТ ПРД 4Л85 (4Л86) |
Дальность полета км |
35-380 (450) |
15-250 (80-350) |
60-80» |
15-110 |
Скорость полета, м/с |
1.3М |
500 |
ЗЮ2 |
0.9М |
Высоты полета, м. — максимальная □ районе цели |
400-7500 100 |
100/4000/7000 100 |
60 |
60 |
Тип ПУ |
СМ-77 |
контейнерная ■ СМ-70, СМ81. СМ-82, КТ-82, КТ-35-1134 |
ТПК СМ-97. СМ-101 СМ107 |
контейнерная |
КАСУ |
‘Агрумент» |
"Бином-1134" "Аргонавт-35" |
"Дельфин" |
|
Надводные корабли-носители (номера проектов) |
901, 63 |
901, 902. 58, 61 Б, 1134, 64. 159Р |
1231 |
1234 12341, 1240 |
Подводные лодки-носители (номера проектов) |
675, 675У, 683 651 651 А.610 |
661.661М684 686 (705А), 669. 670, 613АД |
670М 686 (705А). 688 |
коитролнр>стся по изображению на индикаторах наведения.
Постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 2 июля 1958 года и от I апреля 1959 года №363-470 задана разработка ракетного комплекса с твердотопливном КР “Аметист" (4К66) с подводным стартом для вооружения подводных лодок проектов 661 н 670 Впервые был создан по шостыо автоматизированным комплекс ракетного оружия для подводных лодок — автономная бор — юнля снсісма управлення ракеты “Аметист” решает задачу избирательного поражения цели ‘ радиолокационная головка самонаведення позволяет выборочно поражать наиболее крупные цели. После выхода ракеты нз пусковой установки она осуществляла автономный полет на малой высоте к це ш с самонаведением на конечном участке траектории Система управления разрабат ывалась в НИН-49 под руководством главных копсірукторов системы управления
комплекса в целом Б. А Митрофанова и С. Т.Зайцсва.
Для выдачи целеуказания ракетному комплексу использовалась система управления стрельбой противолодочным оружием “Брест", созданная в 1967 году ЦНИИ АП сов местно с заводом им. А. А.Кулакова под руководством главного конструктора Т. Н.Шереметьева4′. Для целеуказания используется ГАС “Рубии” с дальностью шумопелсиго — вання крупные подводных целей до 150 км
Разработка неподвижного и под — ви жного стендов для исп ыта кия ракет “Аметист" и проекта переоборудования ПЛ производилась в ЦКБ-16 под руководством Н Н Исаннна. С июля 1961 года по июль 1962 года на ГЦП-4 под Капустиным Яром и на мысе Фиолеит под Севастополем были проведены ЛКИ крылатой ракеты “Аметист” с наземного и притапли — ваемого стендов для отработки движения ракеты иа подводном и начальном воздушном участках старта44. Испытания ракеты “Аметист” с подвижного стенда — переоборудованной подводной лодки проекта 61 ЗА проводились с ноября 1962 года по октябрь 1966 года на полигоне под Феодосией44. ЛКИ и СЛИ комплекса были завершены в сентябре 1966 года. В шотс-иоябре 1967 года во время сдачи головной подводной лодки пр. 670 проведены Государственные испытания ракеты девятью пусками. После успешного завершения испытаний ракетный комплекс “Аметист" принят на вооружение подводных лодок ВМФ
В августе 1970 года во время учений Северного флота с подводной лодки пр. 670, находившоїся в Белом море, был произведен успешный залп шестью крылатыми ракетами “Аметист"44.
В декабре 1970 года успешно проведены Государственные испытания ракетного комплекса “Аметист" с подводной лодки пр. 66144.
На базе противокорабельной ракеты “Аметист” создана ракета — мишень 4К66РМ Стрельбы с подводных лодок РМ “Аметист” производятся только с контролирующим кораблем.
Разработка противокорабельной крылатой ракеты П-120(4К85) “Малахит” началась под руководством главного конструктора В Н Челомея в 1962 году, Посзановленис СМ па разработку №250-89 вышло 28 февраля 1963 года. В 1964 году был
выполнен эскизным проект ракеты, оснащенном инерциальной системой управления с комбинированной (ак — I іншая РЛГСН н инфракрасная ГСН, разработчик — НПО “Альтаир”) системой самонаведения со стартом нз подводного положения из контейнера заполненного водой ("мокрый стар г”).
Для испытаний ракеты, проводившихся в 1963-1968 годах, был разрабо іанпроект переоборудования стенда Г1С-А, созданного для испытания ракет “Аметист”, под Г1КР "Малахиг” — стенд ПС-120 (разработчик ЦПБ "Волна”, їлавньїн консі — руктор Я Е. Евграфов1). Испытания ракеты проходили с 25 сентября 1968 года, в 19691 оду раке і а испытывалась с лої руженного на 50 м стенда, позднее нспыт ання был п продо. гженые боевых кораблем.
В 1970-1972 годах комплекс проходил испытания с малого ракетною корабля пр. 1234 (“Буря”) с пусками из ПУ типа КТ-120-1234, а в 1974-1975 годах с ПЛ пр. 670М с пусками нз ПУ СМ-156 (пусковой контейнер КТ-84) под углами старта около 32”.
Ракета П-І20, выпускавшаяся на таволс нм. С. А.Лавочкина принята на вооружение 17 марта 1972 тди для надводных ракетных кораблей пр. 1234 м 21 ноября 1973 года для ПЛ пр. 670М
Стрельба РМ "Мала. хіп”, созданными на базе боевых ракет, на дальность прямой радиолокационной видимости производится при радиолокационном сопровождении корабля, ведущего раке німе стрельбы, с введением поправки в пеленге стрель бы. Стрельбы ракетами-мишенями "Малахит” с подводных лодок (производя ІСЯ только с контролирующим кораблем) и с малых ракетных кораблей производятся нз назначенной ■очки по заданному пеленгу и па заданную да пдюсть.
Следует отмешть, что мишени, переоборудованные из боевых ракеї н предназначенные для обеспечения стрс 11.6 корабельных зенитных комплексов, несмотря на инертное снаряжение н отсутсіине бортовой системы самонаведения гем не менее несут потенциальную опасность для кораблей.
Так, например, при проведении учебно боевых стрельб кораблями Тихоокеанского флота в 1987 юду из — за с течения ряда событий и нарушения требований техники безопасности произошла катастрофа — раксга
мишень типа РМ-15 поразила малый ракетный корабль проекта 1234 "Муссон". Кинетическойзнсрі пн РМ хватило для частичного разрушения
корабля, разлившиеся остатки компонентов ракет ного топлива привези к пожару, по шос і ью унич і ожившему корабль.